• Добро пожаловать на RUSocka. "Русоцка" Если есть что сказать. (работает с сентября 2012г.).

Календарь

Автор moder, 09 сентября 2013, 04:33:48

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

moder

#2
"...
Как гласит надпись на стене одного из древних египетских храмов, «...Сотис великая блистает на небе, и Нил выходит из истоков его...». Египтяне обнаружили близкое совпадение — случайное совпадение — начала разливов Нила с первыми проблесками в лучах утренней зари самой яркой звезды неба — Сириуса. Они решили, что Сириус — по-египетски Сотис — и является божественным вестником предстоящих разливов.
     Наблюдая, после долгого перерыва в период невидимости, моменты первого предрассветного появления Сотис, египтяне вывели продолжительность года, с округлением до целых суток, равной 365 дням. Год они поделили на 12 одинаковых месяцев по 30 дней в каждом. Месяц состоял из трех десятидневных недель. А пять лишних дней в конце каждого года объявлялись праздниками в честь «рождения богов».
Египетский календарь отличался образцовой стройностью, однако египтяне тотчас столкнулись с уже хорошо известной нам трудностью. Каждые четыре года в их календаре не учитывались очередные накапливающиеся сутки, и начало года постепенно отступало в Египте на все более и более ранние сроки. Тем самым даты первого появления «предвестницы разливов» Сотис соответственно отодвигались. Если в какой-то год она впервые сверкала на небе в день нового года, утром первого числа месяца тот, то через четыре года ее появления следовало ожидать второго числа, еще через четыре года — третьего числа месяца тот и т. д.
Египетские жрецы знали, как можно было бы исправить их календарь, но были принципиальными противниками всяких исправлений. Они считали высочайшим благом, что восход блистательной Сотис приходится попеременно на все 12 месяцев. Два главных праздника — предрассветное появление Сотис и начало нового года — неторопливо отдалялись один от другого и потом столь же неторопливо начинали сближаться. По истечении 1460 лет, совершив полный обход по всем месяцам, восход Сотис снова попадал на начало года, на первое число месяца тот. Такой год и такой день отмечались торжественнее всех остальных торжеств,— это был Праздник Вечности.
      Календарь средневековой Европы достался ей в наследство от Рима, где во времена республики он отличался редкостной путаницей. Все месяцы в этом календаре, за исключением последнего, фебруариуса, посвященного богу подземного царства, содержали счастливое, нечетное число дней — либо 29, либо 31. В фебруариусе было 28 дней. Всего в году насчитывалось 355 дней, на десять с лишним дней меньше, чем следовало бы.
Такой календарь нуждался в постоянных исправлениях, что было вменено в обязанность коллегии понтификов. Титул понтифика (дословно—«строитель мостов») носили в Риме члены верховной касты жрецов, которые специально занимались надзором за выполнением обрядов, следили за календарем и вели летопись важнейших событий. Исполнял постановления этой коллегии старший среди понтификов — великий понтифик,
По решению коллегии понтификов раз в два года в середину фебруариуса должен был вклиниваться тринадцатый, дополнительный месяц — марцедониус продолжительностью попеременно то в 22, то в 23 дня. Идея такого дополнения была совершенно трезвой, но только длительность вставного месяца римляне преувеличили. За 4 года им не хватало в основных 12 месяцах 41 дня, а вставляя в течение того же периода два марцедониуса, понтифики добавляли 45 дней. Оказывалось, что римский год в среднем на сутки длиннее солнечного, и за 30 лет опять накапливался лишний месяц.
     Понтифики ликвидировали неувязки своей властью, но, к сожалению, очень часто ею злоупотребляли. С календарными датами были связаны уплата налогов и процентов по взятым взаймы ссудам, вступление в должности консулов, трибунов и других выборных лиц, начало празднеств по случаю весны, сбора урожая и т. д. Решение коллегии понтификов могло ускорить или, наоборот, отсрочить такие события, а от них часто зависели судьбы могущественных людей Рима. Понтифики далеко не во всех случаях сохраняли нелицеприятность и следовали воле богов. Достаточно часто по дружбе или, наоборот, из-за неприязни, а также, возможно, и за известную мзду они произвольно либо укорачивали, либо удлиняли продолжительность года.
     Решения понтификов доводили до всеобщего сведения глашатаи» которые во всеуслышание объявляли о начале новых месяцев и новых лет. Как саркастически заметил однажды по этому поводу Вольтер, «побеждали-то римские полководцы всегда, но редко знали, в какой именно день они побеждали».
     Конец произволу понтификов положил Юлий Цезарь. По совету александрийского астрономаСозигена он произвел реформу календаря, придав ему почти тот самый вид, в котором этот календарь и сохранился до наших дней.
     Новый римский календарь получил название юлианского. Он-то и известен теперь под названием старого стиля. А необходимость введения нынешнего, нового стиля была продиктована нуждами христианского богослужения.
     После крушения Римской империи христианство как государственная религия распространилось по всей Европе. Высшим законодательным органом христианской церкви издавна были вселенские соборы, т. е. собрания высших церковных деятелей со всех концов христианского мира. Они собираются очень редко и рассматривают основные вопросы догматов веры и правил общественной и личной жизни. Решения вселенских соборов имеют обязательную силу для всех христиан.
     В 325 г. н. э. первый Никейский вселенский собор рассмотрел вопрос о дате празднования пасхи — главного христианского праздника. По постановлению собора пасха должна праздноваться весной, непременно в воскресный день, следующий за первым после весеннего равноденствия полнолунием. Предполагалось при этом, что юлианский календарь достаточно точен и дата весеннего равноденствия—21 марта—останется навсегда одной и тон же. На деле же решение Никейского собора оказалось опрометчивым и через 1200 лет привело к новой календарной  реформе.

ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И НАША ЭРА

     Мысли вавилонских жрецов и римских понтификов были постоянно заняты заботами об интеркаляциях. Их волновало, куда и когда следует добавлять вставной тринадцатый месяц. Введение юлианского календаря ликвидировало предмет их попечения. Но это вовсе не значило, что высшее христианское духовенство готово было отказаться от привилегий, связанных с астрономическими расчетами моментов важных событий.
     Предвычисление на многие годы вперед даты главного христианского праздника пасхи, с которым связывались многие другие праздники, стало для служителей христианской религии задачей номер один. Расчет пасхалий стремились поручать, как правило, наиболее осведомленным священникам, но даже им далеко не всегда удавалось избежать промахов. Работа эта была трудоемкой и требовала   неослабного внимания. Для расчета дат весенних полнолуний священники пользовались 19-летним метоновым циклом.
     Пасхалии составлялись обычно на один или несколько девятнадцатилетних   циклов. А годы считались по принятой в Риме «эре Диоклетиана». Она началась, по принятому теперь летосчислению, с 284 г.—с года, когда римские легионы провозгласили императором Кая Аврелия Валерия Иовия Диоклетиана.
     Диоклетиан известен в истории как яростный гонитель христиан. Почему, собственно, календарные расчеты ведутся по годам, отсчитываемым со дня воцарения этого язычника и лютого врага христианской церкви,— такой вопрос рано или поздно должен был возникнуть. И он возник в середине VI в. н. э. у настоятеля римского монастыря Дионисия Малого. Любопытно, что Дионисий Малый был скифом, родился он в северном Причерноморье, а в Риме получил известность как опытный переводчик с греческого языка.
Дионисий Малый провел какие-то вычисления — нам теперь не известно, какие,— и выдвинул утверждение, что год начала новых рассчитанных им пасхалий, а именно 248 г. «эры Диоклетиана», является 532 г. «от рождества Христова».
     Нововведение Дионисия Малого сначала не привлекло к себе никакого внимания. Дионисиев счет по годам «от рождества Христова» начал мало-помалу распространяться лишь через 200—300 лет после его смерти. В обиход канцелярии папы римского он прочно вошел лишь с XV в., а настойчивое внедрение его католической церковью во всем мире относится к XVII в. Наконец, в XVIII в. дионисиево летосчисление переняли ученые, и его употребление действительно стало повсеместным, взамен старого счета «от сотворения мира», «от основания Рима» или по «эре Диоклетиана». Это и есть наша эра.

Тем самым начало нашей эры — первый день первого года нашей эры — никем никогда не было зафиксировано специально. Оно было придумано скифом Дионисием Малым  как условное начало счета годов через 500 лет и широко принято христианской церковью через 1500 лет после того события, которое, по замыслу, должно было лечь в основу счета.

Происхождение счета лет нашей эры в целом очень показательно для различных календарных систем, которые насчитываются десятками. Оказывается, например, что
14 января 1969 г. исполнился 2722 г. римского летосчисления «от основания Рима».
В марте, 20 числа, того же года наступил новый, 1389 г. у мусульман. Еще через два дня,
22 марта, начался 1891 г. индусского календаря.
1 мая служило началом 2718 г."эры вавилонского царя Набонассара".
13 сентября праздновали начало 5730 г. еврейского летосчисления «от сотворения мира».
14 сентября 1969 г. начался 7478 г. по византийскому календарю или же 2281 г. по календарю греческому.

      Конечно, в жизни народов больших и малых бывали случаи, когда в качестве начала новой календарной эры избиралось событие, имеющее непреходящее общественное значение. Но очень во многих случаях таким началом служили события или случайные, не оставившие заметного следа в истории, или вообще мнимые, которые на деле вовсе никогда не имели места.
..."http://www.randewy.ru/astr/astr10.html

"
Новру́з[3] (от перс. نوروز‎ — «новый день»), а также Международный день Новруз (21 марта) — праздник нового года по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов. Новруз-байрам является национальной традицией, не имеющего прямого отношения к исламским обычаям[4]
Происхождение этого праздника уходит своими корнями в дописьменную эпоху истории человечества. Официальный статус он приобрел в Ахеменидской Империи, как религиозный праздник зороастризма. Продолжает повсеместно отмечаться и после исламских завоеваний, вплоть до настоящего времени. В современное время отмечается в дни, на которые приходится весеннее равноденствие.
Следует отметить, что на территории Ближнего Востока Новруз празднуется только представителями тех народов, которые проживали там до прихода арабов, распространения ислама и возникновения Арабского Халифата. Соответственно, Новруз, например, не празднуется арабами. В Турции с 1925 года по 1991 год официально празднование Новруза было запрещено. В Сирии празднование Новруза запрещено до сих пор.
30 сентября 2009 года Новруз был включён ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, с этого времени 21 марта объявлено как Международный день Новруз."
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%EE%E2%F0%F3%E7

moder

"В руки исследователей попала старинная церковная книга – Азбука.

На  последнем листе читаем, что сия азбука была напечатана в Москве в лето Зукг. Что это за лето и какой это год по современной системе отсчета? На одной из страниц книги есть расшифровка чисел старо-славянского языка.

Оказалось, что Зукг = 7423. Сегодня 2013 = 7521 год. И получается, что эта книга издана 98 лет назад, а именно в 1915 году. Казалось бы, не так давно книги датировались другим летосчислением, но мало кто уже помнит об этом. Выкинули 5508 лет наследия наших предков."